Братья Никитины: Дмитрий, Аким и Пётр Александровичи.

Братья Никитины: Дмитрий, Петр, Аким(слева направо)

Московский цирк братьев Никитиных. Впоследствии перестроен под театр. Ныне в этом здании помещается Московский академический театр сатиры

Цирк братьев Никитиных в Казани

30 мая1876 года На Митрофаньевской площади начались представления цирка братьев Никитиных. В 1876 году на торговой Митрофановской площади Саратова было построено круглое деревянное здание с парусиновой крышей, вывеска на нем гласила «Первый Русский цирк братьев Никитиных». Здесь впервые было дано представление, в котором участвовали преимущественно русские цирковые артисты. Именно в нашем городе русский цирк по настоящему встал на ноги, получил первое и высокое признание. Здание, выстроенное братьями Никитиными, простояло до 1928 года. Сейчас на этом месте расположен кинотеатр «Победа».

 

 

Братья Никитины Дмитрий Александрович (1835 — 13.1. 1918), Аким Александрович (1843 — 21.IV. 1917) и Пётр Александрович (1846 — 20.VIII. 1921) — основатели первых русских стационарных цирков. родились в семье крепостного крестьянина Александра Никитина в деревне Кропотовка Вязовской волости Саратовской губернии (ныне деревня Нечаевка вошла в черту с.Мизино-Лапшиновка Татищевского района). Отец Никитиных был отпущен помещики Кропотовым «на волю» и в качестве профессионального шарманщика, на условиях помещичьего оброка, в 50-х годах прошлого века вместе со своими малолетними детьми ходил по дворам и площадям Саратова и других городов губернии, давая уличные представления.
В середине 50-х годов семья перебралась в Саратов и снимала домик в Печальном переулке (ныне проезд Серова у областного телецентра). Позже, в 60-х и начале 70-х годов, все трое братьев работали как акробаты и гимназисты в различных балаганах и бродячих цирках, осваивали премудрости и других цирковых жанров.
Накопив немного денежных средств, братья приобретают в собственность цирковое имущество разорившегося иностранного владельца частного цирка Эмануили Беранэка. В разное время Никитинский цирк ставился а Саратове как временный, передвижной шапито на Московской площади, у маслобойного завода (ныне на этом месте стоит здание военного училища МВД на проспекте Ленина) или на торговой Митрофаньевской площади (на месте нынешнего кинотеатра «Победа» » Мирном переулке). Жили в эти годы они неподалеку от своего цирка в 1-м квартале на Михайловской улице (ныне улица Вавилова). Проведя около десяти лет в провинции, братья Никитины оказались в 1886 году в Москве, купив пустовавшее круглое здание "Панорамы Плевны", стоявшее на Цветном бульваре вплотную с цирком Саламонского, чтобы начать здесь представления "Русского цирка братьев Никитиных". Круглая панорама (теперь на месте этого здания - кинотеатр "Мир") была быстро приспособлена под представления и между цирком Саламонского и цирком Никитиных, которые в буквальном и переносном смысле наседали друг на друга, разгорелась ожесточенная борьба. В разгоревшейся борьбе верх стали одерживать Никитины. Их цирк был куда более демократичным, был новым для Москвы, где к Гинне, Чинизелли и Саламонскому успели приглядеться, и это решило дело, особенно когда Никитиным удалось заполучить от Чинизелли крупнейший аттракцион с дрессированными слонами. Тем не менее, Никитины вскоре покинули Москву и вновь стали работать в провинции - на ярмарках, в городских увеселительных садах. На рубеже 80-90 гг. их путь определился, и они стали из сезона в сезон в той же последовательности объезжать те же города. Путь этот интересен как образец закономерного гастрольного маршрута с учетом всех местных национальных и социальных особенностей: до начала поста - Тифлис, во время поста - Баку, с начала навигации - Астрахань, потом вверх по Волге - Царицын, Саратов, Самара, Казань, затем к открытию ярмарок - Нижний Новгород, Иваново-Вознесенск, Харьков и снова - Тифлис. По линии этого пути братья Никитины строили цирки, иногда деревянные, иногда каменные.

Братья Никитины были не только талантливыми и разносторонними артистами, но и сметливыми, предприимчивыми людьми. В кипучей и созидательной деятельности Никитиных главным содержанием явилось становление и развитие циркового дела в России на сугубо национальной основе. Они, бывшие крепостные, сами плоть от плоти народа и не понаслышке знали его вкусы и привычки Русский цирк благодаря их новаторской деятельности становился самым демократичным видом искусства, обретал характер народного. Историческая заслуга даровитых саратовских самородков и в том, что, построив во множестве городов цирки, они предоставили бродячим артистам удобный и мягкий манеж, а гимнастам — подкупольное пространство. Никитиных заслуженно можно считать и основателями русского конного цирка. Они — разносторонние артисты, талантливые режиссеры-постановщики, смелые антрепренеры, строители и, что не менее важно, творческие наставники и неустанные воспитатели.
За свою более чем сорокалетнюю деятельность Никитины, построив около тридцати каменных и деревянных цирков, в том числе и в Москве, не забывали и о своем родной городе.
Благодаря своей неутомимой деятельности и имея при этом немалый материальный достаток. Никитины как истинные патриоты своего города много средств тратили на благотворительные цели: строили дома и безвозмездно отдавали их престарелым артистам, жертвовали на строительство больницы, бани, приютов в Саратове, на сооружение и роспись иконостаса Митрофаньевской часовни, постройку каменной колокольни и церкви в Спасо-Преображенском мужском монастыре (на Стрелке, где ныне располагается военное училище химической защиты). Не скупились на благоустройство родного Саратова.
В 1890 году Никитины построили в Саратове собственный двухэтажный особняк на углу Немецкой и Вольской улиц (ныне угол проспекта Кирова и ул. Братиславской, в этом здании сейчас размещается ХОЗО УВД). Дом был Построен по проекту известного саратовского архитектора А.М. Салько. Через год после завершения строительства Никитины временно предоставили второй этаж собственного особняка под художественную выставку саратовских художников (газета «Саратовский дневник» за 1891 год). Таким образом, «Дом Никитиных» с самого своего основания служил благородным целям в культурной жизни Саратова.
В 1916 году Никитины внесли в Саратовскую городскую думу проект строительства в Саратове большого каменного «Театра-цирка» на 2500 мест. Но проекту не дано было осуществиться из-за бюрократической волокиты и последовавшей за тем смерти Акима Александровича Никитина — наиболее значительной фигуры из трех братьев, который скончался в Москве 21 апреля 1917 года. Тело основателя русского цирка было перевезено в Саратов и при огромном стечении народа захоронено в фамильном склепе под церковью колокольни Спасо-Преображенского монастыря.
В середина 30-х годов, когда собор и колокольня монастыря были взорваны, сын основателя русского цирка заслуженный артист РСФСР Николай Акимович Никитин извлек из-под обломков прах отца и перенес его на Воскре-сенское кладбище Саратова, где и сейчас, неподалеку от пантеона Н.Г. Чернышевского, имеется скромная могила с надписью. «Основатель первого русского цирка. Заслуженный директор, благотворитель Аким Александрович Никитин скончался в Москве 21/IV-1917 г. 74 лет» Ниже имеется вторая надпись: «Отец, спи спокойно. Основоположенное тобой дело поддержания достоинства русского артиста буду нести с частью до конца своих дней. Засл. арт. РСФСР Н.А. Никитин».

В 1931 году было построено новое здание на том месте где оно стоит и сейчас.

Цирк непосредственно перед открытием.


Саратовский цирк вскоре после открытия.


Copyright © 2010 [ETS Art Ltd.]